Методики раннего развития: часть 2
Методика раннего развития Монтессори
Врач и педагог Мария Монтессори предложила свою уникальную методику раннего развития детей. Основа данной методики – это свобода, а главные принципы – обучение в игре, самостоятельное выполнение упражнений и индивидуальный подход к каждому ребенку.
В настоящее время многие детские сады работают по методике Монтессори. Основная задача воспитателя или няни – это помощь ребенку в организации своей деятельности с максимальным развитием творческого потенциала. Среду для занятий по Методикам Монтессори несложно создать и дома. С помощью данной методики развития ребёнок развивает все свои психические процессы – внимание, память, мышление, моторику и т.д.
Классная комната по методике Монтессори состоит из разных зон:
- зона реальной жизни: малыш учится быть самостоятельным, сам одеваться, перемешивать, вырезать и т.д., развивается концентрация внимания, крупная и мелкая моторика;
- зона сенсорного развития: в этой зоне дети начинают изучать окружающий их мир, различать формы, цвета и размеры;
- зоны, которые помогают ребенку в умственном развитии, а именно – в развитии речи, математических способностей, естествознания, и географии;
- упражнения на движение – это чаще всего нарисованная линия в виде круга, которая помогает ребенку научиться координировать свои движения и держать равновесие.
Ребенок должен сам выбрать зону, материал и темп, с которым он хочет работать.
Заниматься по методике Монтессори можно с детьми, начиная примерно с 8-10 месяцев.
Методика раннего развития Гленна Домана
Данная методика раннего развития принадлежит врачу-физиотерапевту Гленну Доману, который изначально разработал её как систему реабилитации для детей, у которых наблюдались нарушения нервной системы. Доман хотел с помощью своих разработок помочь умственной деятельности таких детей активизироваться, что ему и удалось сделать в дальнейшем.
Карточки с красными точками (использование данного цвета Доман считал самым эффективным), словами и картинками детям показывали в течение нескольких секунд, но много раз в течение дня, также ежедневно добавлялись и новые карточки. Через некоторое время после использования карточек стал заметен значительный прогресс в развитии детей, они уже могли двигаться, разговаривать и были близки по развитию со своими сверстниками. В результате успеха этой методики её начали применять в качестве развивающей и для здоровых детей.
Самое известное применение методики Гленна Домана – это чтение при помощи специальных карточек, что помогает ребенку запомнить слова целиком, а достигается запоминание с помощью их многократного повторения.
Самый оптимальный возраст для развития ребенка по методике Домана – с 6 месяцев.